Репортаж с Озера косых лап, часть 2 - Камчатка: фото, панорамы __ Freeformat.extension - блог студии "Свободный формат"

Freeformat.extension


Репортаж с Озера косых лап, часть 2

В экскурсиях на съемочную площадку всегда есть некоторая интрига, когда под впечатлением результата хочется взглянуть на процесс и хотя бы краешком мысли примерить его на себя. В итоге может получиться как еще одно сильное впечатление, так и некоторое разочарование, как если бы на сцене со стола у фокусника вдруг упало покрывало. Но мы уже на месте, и одно бесспорно – при всех сценических ухищрениях, технике и приемах абсолютно дикие русские медведи точно настоящие.

1. Безопасность

Наверное, первая мысль, которая всем приходит в голову при виде обустройства уютного кордона “Травяной” Южно-Камчатского заказника, примерно одна и та же: “идеальное место для медведей для наблюдения за жизнью человека в естественных условиях”. Электрический забор с подпиткой от солнечных батарей, окружающий всю небольшую территорию с домиками, хозяйственными постройками и вертолетной площадкой, рядок болотных сапог на вечной просушке, уходящая от кордона длинная отмель вдоль берега прямиком в медвежье царство. По ней в сопровождении егеря до наблюдательной вышки обычно проходят “группы одного дня”, которые прилетают на однодневную вертолетную экскурсию из Петропавловска и приплывают на катере с соседнего кордона “Озерной”.


Место для двухэтажной наблюдательной вышки выбрано напротив небольшой галечной косы, уходящей недалеко в озеро; здесь постоянно кто-нибудь рыбачит – уходят одни, приходят другие. Соответственно без фото- и видеоулова остаться практически невозможно, и даже можно поймать неплохие крупные планы, но при однодневном визите это в общем-то все, что вы успеете здесь увидеть.


Тем, кто жаждет славы фотографа-анималиста, нечего делать на вышке, нужно выходить в открытый космос. Здравствуйте многочисленные броды, метровые резиновые сапоги, съемочная техника формата “унеси все сам”, обязательное сопровождение впереди идущего сотрудника заповедника с оружием и пиротехническими факелами. Он же будет внимательно смотреть за окружающей обстановкой, пока вы будете смотреть в объектив.

2. Фототехника


В общем и целом при наличии времени получить результат можно с любой техникой, абсолютно любой. Диапазон фотокамер хорошо виден на этой и следующих фотографиях. Ваш лучший кадр рано или поздно придет к вам на четырех лапах, и вся группа отснимет одно и то же, кто-то чуть-чуть лучше, кто-то чуть-чуть хуже. Тогда, спрашивается, зачем нужна дорогостоящая техника? На мой взгляд, по двум причинам. 1) “лучших кадров” будет больше – качественная техника лучше справляется с расстоянием и освещением 2) там, где начинается это самое “чуть-чуть”, там и начинается качество техники.

3. Расстояние до него, того, кого

Несомненно, это одна из решающих причин нескончаемого паломничества сюда и обычных туристов, и профессиональных фотографов со всего света, помноженная на многолетнюю успокоительную статистику.


Есть в этом и некоторая обратная связь от обилия рыбной и растительной пищи и постоянно повторяющегося присутствия людей достаточно большими группами на открытом пространстве с поднесением декларации намерений о непокушении на рыбу, а также уверениями в совершеннейшем почтении и пр. и пр., висящими впрочем на кончике медвежьего понимания.


Но бывает так, что случай преподносит действительно уникальную ситуацию, и вот тогда начинается нешуточная борьба между разумом и съемочным азартом. Выйти из нее невредимым во всех прямых и переносных смыслах можно только одним способом: держаться в группе, отослать творческую самодеятельность в соответствующее место и жестко слушать инструкции сопровождающего вооруженного переводчика с медвежьего.


Кадры со спящим медведем из финала первой части рассказа (как потом выяснилось, медведицей в возрасте примерно 8 лет и весом около 170 кг) сделаны с этой точки. Вначале мы просто обнаружили ее дремавшей на берегу и поспешили отснять первую серию кадров. Но фоном была банальная зеленка и разбросанный по берегу сухой плавник. Нужна была противоположная сторона – озеро и вулкан на заднем плане. Собственное решение нашей охраны Алексея каким-то чудом совпало с коллективным фотографическим сумасшествием, читавшемся на лицах его подопечных, и он буквально по сантиметрам повел нас к ней в тыл. Он попросил собраться в плотную группу, присесть, не вставать, разговаривать очень тихо, не делать резких движений… ясное дело, знаменитым фотографам нужны были крупные планы… мы буквально подползли к ней на расстояние 7-8 метров. Спала она невероятно чутко, приподнимая голову на каждый шорох, но солнце так успокаивающе пригревало, что снова одолевала лень, и она погружалась в дремоту, приоткрыв пасть и часто дыша прямо-таки по-собачьи. Наконец она встала, напилась воды из озера и ушла по своим делам. Вся съемка продолжалась около получаса.


Иногда оптика, создавая плоскую проекцию из объемной картинки, слегка деформирует расстояние, и уже разбирая материал дома, можно обнаружить нечто веселое.

4. Приемы и тонкости съемки

Чуть раньше наших туристов на кордон прилетела международная группа в специализированный фототур. Лидером у них был индиец Джей, профессиональный фотогид по съемке животных чуть ли не во всех частях света, неиссякаемый балагур и круглосуточный аниматор всей честной компании. Мое положение в группе на договорных началах смягчало мою ответственность перед товарищами по команде, и с разрешения Джея я с чистой совестью становилась перебежчиком в профессиональный лагерь, попутно мотая на ус теорию и практику фотосафари.


Штатив. Неизбежное зло помощник при вечерней съемке и съемке на больших фокусных расстояниях.
Серийная съемка. В движении вероятность нерезких кадров возрастает вдвое: сотрясение камеры и движение объекта. Кроме того, при самом небольшом движении или повороте головы “модели” общий эффект может быть кардинально различным. Поэтому “пальба очередями” в отличие от “одиночных выстрелов” даст ощутимый результат.


Съемка с дистанционного пульта.

5. Везение

Если послушать рассказ обычного среднестатистического туриста, это слово встретится в нем хотя бы один раз. В рассказе путешественника, вернувшегося с Камчатки, и в целом с Дальнего Востока, оно будет повторяться, как бутерброды с икрой в руках внимающих рассказу гостей. В нашем случае с везения нужно было бы начинать. Ведь если думать, что медведи здесь встречаются на каждом шагу c табличкой в зубах “Свободная фотосессия, во время съемки ни один фотограф не пострадает”, то это было бы неверно.


Вот, например, прекрасное место для рыбалки. Нерка снует косяками, столики накрыты, а посетителей нет. Чувствуем себя примерно так же, как хозяин ресторана…


Если кто-то забыл о камчатской погоде, она-то не забудет напомнить о себе. За три часа дождя уровень воды в реке поднялся больше чем на полметра, и там, где утром мы проходили брод едва ли по щиколотку, к полудню болотные сапоги сказали “извините”.

Но настоящее везение происходит вовсе не тогда, когда на виду группы появляется очередной останавливающий дыхание красавец, а тогда, когда его шаги мирно затихают в отдалении. И если где-нибудь предложат открыть Памятник Везению, то его место здесь, на каменистом берегу самого большого озера Южной Камчатки.


Конечно, это можно было бы и опустить. Но наверное тогда не было бы главного, той сути, того терпкого аромата Камчатки, как на этой картине маслом “Мокрый печальный медведь, пережидающий дождь”. Дождь закончится, мутный бурлящий поток из реки растворится в чистой голубой воде озера. Рыба есть? Сейчас разберемся…

Репортаж с Озера косых лап, часть 1

 

Предыдущая запись

 

Репортаж с Озера косых лап, часть 1

Ассоциативная память порой причудлива. Мечтая о новом путешествии, которое теперь часто начинается у экрана компьютера, куда, подобно бассейну из старой задачки по арифметике, поток [...]

 

Следующая запись

 

Халактырский пляж

Это тоже вулкан, только ты можешь запросто взять его в руки, и миллионы его лет просыплются между твоими пальцами. Почти 13 километров черного вулканического [...]

Комментариев: 6

    Первая фотография – просто нечто, можно подумать, что фотошоп, если не знать предистории )

    • В смысле – коллаж, медведь приклеенный? Там их столько плавает, что приклеивать нет смысла :) Медведи вообще плавают очень хорошо…

    Наверное, ощущения совсем неоднозначные, когда впервые встречаешься с медведем лицом к лицу в условиях дикой природы, и если вооружен только фотоаппаратом…

    • Ну это все-таки групповой тур, а не в тайгу в одиночку… Без вооруженной охраны за ограждение территории не выпустят ни на шаг. Но хотя надежда на опыт гида и сотрудника заповедника конечно есть, это ведь тоже человеческий фактор…

    Все правильно. Больше всех волнуется гид, так как он лучше всех понимает опасность и вынужден сдерживать творческий энтузиазм :) . Отличная статья для фото-анималистов (так, кажется, называется), а панорамы и сюжеты кадров без комментариев. Для меня — выше всяких похвал! Я был несколько раз на кордоне Озерной, но не в разгар медвежьего царства. Были у нас и волнительные случаи, которые потом остаются за скобками…

    • Денис, спасибо!
      Волнение сопровождающего сотрудника заповедника и гида группы — это точно. Туристы это понимают скорее теоретически, и не понимают степень этого напряжения, мешает лавина новизны ощущений, да и спустя какое-то время чувство опасности по-туристически притупляется. Когда я на привале сняла стряхнуть мокрый дождевик, то на резкий звук шуршащей ткани наш Алексей обругал меня последними словами — «Я бы мог и пальнуть в твою сторону». До сих пор вспоминаю.
      За добрую половину сюжетов кадров спасибо группе Джея — без них не было бы ни четверых медвежат, ни спящей медведицы, ни еще много чего… Наши любители больше приехали посмотреть, ну и запечатлеть, а эти ребята за безумные $$$$ стоимости фототура приехали 100% работать. Соответственно жесткая дисциплина для своей же пользы (гиды это быстро поняли, и скорее всего чуть расширили рамки того, что можно позволить), полное невылезание из болотных сапог, соответственно совсем другая мобильность и территориальный охват.
      Анималистами исторически называют художников, изображающих животных, фотографы-анималисты — уже по современной аналогии.

Комментарий на «Людмила Еремина»