, , Жизнь: Пресса и СМИ ___ Сергей Емец и студия "Свободный формат"

/ Жизнь / Пресса и СМИ       
Жизнь

Пресса и СМИ

Статьи и публикации в прессе

Свободный формат Сергея Емеца

Камчатская весна – 2008

Чукотка - территория красоты

Чукотка - территория красоты

Чукотка затянула нас. Интервью Наталии Яськовой с Сергеем и Еленой Емец.

Крайний Север глазами петербуржцев

Чукотские отражения

Выставка "Свободный формат"

Выставка-презентация фильма "Овал Сахалина"

Свободный формат - живопись, музыка, слово

Художник свободного формата

Презентация альбома живописных работ художника Сергея Емеца состоялась в Российско-немецком доме на Малой Пироговской

Сергей Емец заглянул за нарисованный очаг

"Чукотка затянула нас. Интервью Наталии Яськовой с Сергеем и Еленой Емец."
Газеты: "Золотая Чукотка", No.37 от 9.09.2004 г., "Крайний Север" No.38 (1434) от 17.09.2004 г.

...И сразу любовь

Первая поездка на Чукотку летом 2003 года у столичного художника Сергея Емец и его жены - искусствоведа Елены - не была запланирована заранее. Собирались они на Сахалин, где уже бывали, но поступило приглашение приехать на Чукотку, и они его приняли.

- А теперь чувствуем, что Чукотка основательно нас затянула, - сказал Сергей буквально в самом начале нашего разговора.

- Хотя, в принципе, по Дальнему Востоку мы поездили уже много: и Курилы, и Камчатка, и Сахалин, - включилась в разговор Елена.

- А почему именно Дальний Восток?

- Я думаю, что это было правильное решение, потому что Дальний Восток - это другая страна, - пояснил Сергей. - И по энергетике другая, чем та, континентальная часть. Для художника, мне кажется, это лучшее место. Такой рабочий материал! Вот за этим и приехал.

- И какое из мест было первым?

- Южно-Сахалинск, 1989 год. И тоже затянуло. Потом выставки начались.

- А как в центре воспринимают работы, которые отражают Дальний Восток?

- К сожалению, особого интереса нет. Скажем, просто изобразительные работы, например, пейзажи Билибино, не столь интересны в Москве или в Питере.

- Там людям сложно понять здешние краски, природу, потому что они просто не имеют представления о том, что такое тундра или тайга золотая. И они не воспринимают эту красоту, - добавляет Елена.

- Что же там пользуется спросом?

- На разных уровнях по-разному. Скажем, то, что здесь проходит у художников, там не пройдет никоим образом, и бесполезно везти билибинских художников в Москву, это будет провал. Но если это как-то сочетать с этнографией, фотографиями... В общем, полный мир надо везти, срез...

- Чтобы вводить зрителя постепенно в этот мир, не похожий ни на что из привычного, и в принципе, совершенно для него чуждый.

- Такова как раз концепция выставки "Чукотка - территория красоты", которую мы организуем в декабре этого года в Москве. Там будет немного археологии, немного этнографии, плюс еще рассказ об этом, плюс этнографический ансамбль танца. Только так можно привлечь внимание столичных жителей.

На что способна красота

Вообще, разговор с Сергеем и Еленой я планировала начать с другого: ведь встретились мы накануне Международного дня красоты, отмечаемого именно сегодня, 9 сентября, а с кем говорить о красоте, как не с художниками? Поэтому с разговора о Чукотке я попыталась перевести беседу на философскую тему "Что есть красота?" Однако, забегая вперед, скажу, что это мне удалось не вполне: мы вновь и вновь возвращались к тому, с чего начали.

- Тема "Красота спасет мир" уже как-то зависла у всех в голове. Но, конечно, она никого и ничего не спасет в глобальном смысле, как из этого пытаются сделать эдакий бренд. Я думаю, что красота - это энергия, правильно увиденная. Ее надо увидеть, выхватить, унести с собой. По моему мнению, должны быть люди в обществе, скажем, художники, для которых это должно быть работой. Они должны стремиться видеть красоту, учиться ее видеть, потому что это не факт: если ты художник, то ты ее видишь, - высказал свою точку зрения о красоте Сергей.

- У природы нет плохой погоды, и все же, какое время года больше соответствует Вашему понятию красоты?

- Сюда, в Билибино, мы рвались именно на осень, потому что она здесь гарантированно красива. Но в этом году мы все времена года посмотрели, мы хотели приехать рано, чтобы застать снег, лед. Потом со льда все коловоротом переходило сразу в лето, потом грибы начались, ягоды. И вот мы уже и первый снег застали. И как раз у нас появилась идея такая - сделать разворот: из зимы в лето, из лета в зиму.

- Да, за четыре месяца у нас можно пережить все четыре времени года.

- И это воздействует на человека, на его психику. Потому, что от этой быстроты теряешь ориентир, где ты находишься, в каком времени, и все равно не верится, что через две недели здесь уже может начаться зима.

- И все же, что вам ближе?

Елена: Я люблю осень. По цветовому наполнению, по ярким краскам. Поэтому очень хотелось поехать туда, где есть деревья, чтобы ощутить настоящую осень на Чукотке. Чукотка вообще везде очень разная, в каждом районе своя специфика. Даже тундра в разных местах совершенно разная, как выяснилось. Мы уже даже начали в ней разбираться: кочкарная она, или не кочкарная.

Сергей: Я сейчас ровно отношусь к этому. Мне больше нравится смотреть, как одно перетекает в другое. Потому что на самом деле и зима красива, и лето... А вот на стыке перехода из одного времени в другое и происходят какие-то наиболее красивые вещи.

Бросить бы все и рвануть... на Дальний Восток

- Зацепила вас Чукотка, Сахалин, а что еще? Какие планы?

- Мы не нормальные люди, мы думаем, что может, вообще стоит изменить жизнь и уехать на Дальний Восток. Все вроде, наоборот, рвутся в Москву, а мы - из Москвы уехать. На тот же Сахалин, на Камчатку. А вообще цель у нас - как можно чаще выезжать куда-то. Вот сейчас мы уже полгода в дороге, дальше - больше, больше, больше.

- Кроме российских просторов, где-то еще бывали?

- Мы бывали и за границей, но это, в основном, отдых. Страшно сказать, но в плане творчества нас не прельщает и не интересует Европа, то есть то, отчего люди в восторге, например, Париж, Италия, - нас не греют. Если просто поехать отдохнуть, поплавать в море, как на Кипре - это замечательно, но рисовать там вообще ничего не хочется. В прошлом году мы вместо Италии поехали на Чукотку. Но это - мы, нам все эти наслоения цивилизации там уже не интересны, а здесь - свободная земля. Я так называю Дальний Восток. Здесь другой тип отношений, другие люди.

- Когда я знакомилась с вашей брошюрой "Свободный формат", то почему-то так и не смогла представить в этом формате пейзажи центральной России, а для нас это - очень гармонично.

- И натолкнул на эту идею как раз Дальний Восток. Потому что здесь такое тягучее пространство - перевалы, долины, пейзажи. Они не компонуются в квадрат. Я сейчас снимаю их на фотокамеру и делаю серию или панораму, потому что они не вмещаются в маленький глазочек фотоаппарата. И это, повторю, натолкнуло создать свободный формат, т.е. вырезать такой формат, который нужен. Я хотел бы сделать серию о Билибино в свободном формате и в марте будущего года привезти эти работы сюда на большую выставку.

Тандем

- Елена, ты как искусствовед, каким образом помогаешь Сергею в его творческой деятельности? Темы для картин не подсказываешь?

- Мы выпустили совместный альбом, в котором присутствуют не только картины, но и рассказы, в которых мы в слове облегчаем для зрителя восприятие картины. Натолкнуло на эту идею то, что в нашей мастерской всегда было очень много людей, и Сергей рассказывал всем, как делалась та или иная картина, что подразумевалось. И мы решили делать к картинам комментарии, но не чисто искусствоведческие, а больше раскрывающие смысл картины.

Тексты мы писали вместе, причем где-то в течение пяти лет: то есть мы писали, откладывали, потом исправляли, редактировали... И делали что-то похожее на белый стих, на маленький рассказ. Практика показывает, что это очень помогает людям: на наших выставках мы вывешиваем эти тексты рядом с картинами, и они становятся как бы дверцей в картины. Иногда люди даже переписывают наши рассказы.

Возвращаясь к началу разговора: высечь искру в людях в Москве очень непросто, Москва - это хаос, безумие, движение, люди забегают на выставку, пробегают по залам. И наша задача - остановить их на секунду, чтобы они подошли к картине, задумались, и что-то раскрыли, в себе в первую очередь. Тогда есть смысл.

- Подводя итог нашего разговора: вы удовлетворены тем, что здесь увидели, тем, что вы наработали в этот приезд на Чукотку?

- В этом году мы поработали еще более плодотворно. У нас и времени было больше, и мы больше районов посмотрели. То есть сейчас это не конец, а начало всего.

Жизнь
О студии
События
Пресса и СМИ
Гостевая книга

Творчество
Живопись
Фото
Альбомы
Фильмы
Футболки


 

Свободный формат
Концепция
Возможности
Воплощение
Home
Авторы
Сергей Емец
Елена Емец
Людмила Еремина
Жизнь
О студии
События
Пресса и СМИ
Гостевая книга
Творчество
Живопись
Фото
Альбомы
Фильмы
Футболки
География
Чукотка
Сахалин
Камчатка
Командорские о-ва